Сделать домашней|Добавить в избранное
 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №1 г. Краснознаменска"

 
Школа №1 г.Краснознаменска » Шанс для всех » Воспитательные задачи нового поколения.

Воспитательные задачи нового поколения.

Автор: Admin от 29-12-2011, 12:05

«Школа активного нравственного становления» 

(ШАНС). 

 

Актуальность создания данной программы.

 

Школа сегодня поставлена в условия самовыживания. До сих пор повышение роли школы в деле воспитания лишь декларируется в концептуальных и нормативных документах, не находя практической реализации в работе образовательных учреждений. Но школа не снимает с себя ответственности за воспитание нового поколения российских граждан. В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знания, мудрость, мужество, терпение, а главное - желание и веру организовать образовательный процесс так, чтобы создать в школе благоприятные условия для формирования и развития Личности высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, Возрождение и охрана духовных традиций своего народа - вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система школы.

Сегодня в педагогике живут идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, педагогической поддержки, самоопределения и самоактулизации личности, динамичности, эмпатии и толерантности. Следовательно, встает задача создания ребенку условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Именно эту задачу решают различные разделы и направления программы. Данная программа является результатом творческого поиска педагогов и документом, определяющим основные направления воспитательной  деятельности школы.

 

Цель программы:


Создание в школе единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, формирование духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях.

 

 

Задачи:

v    развитие школьной гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка;

v    формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей;

v    формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, потребности в здоровом образе жизни, активной жизненной позиции;

v    координация деятельности и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и семьи, школы и социума:

v    развитие и упрочение детской организации как основы ученического самоуправления, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого обучающегося.

В программе представлены разнообразные формы и методы воспитательной работы, это классные часы, практические занятия, деловые и ролевые игры, практикумы, тренинги, эстетические беседы, диспуты, встречи с интересными людьми, акции, экскурсии, походы, конкурсы, презентации, проекты, выставки и т. д.

Основные идеи, нашедшие отражение в программе, можно сформулировать следующим образом:

-    в программе воспитательной работы представлены все стороны человеческой жизнедеятельности и развития личности;  

-    программа ориентирована на воспитание личности образованной, творческой, самостоятельной, гуманной, способной ценить себя и уважать других;  

-   содержание программы соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития ребенка;  

-   содержание программы ориентировано на региональные особенности и социальную обстановку;  

-   семья - равноправный участник воспитательного процесса в школе;  

-   воспитание ребенка в социуме. Взаимодействие ведомств, государственных и общественных учреждений и организаций;  

-    программа построена с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, допрофессиональную;  

-   программа ориентирует детей на признание и принятие абсолютных ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля.  

 

 

 

Принцип построения программы - поэтапное решение     личностью задач на  каждом возрастном уровне:

  •        Раскрытие личности (1-4 классы).
  •        Развитие личности (5-8 классы).
  •        Самореализация, саморегуляция (9-11 классы).

 

 Задача школы - поддержать и развить в человеке Человека, заложить в нем механизм самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания.

Предлагаемая программа состоит из разделов:

- «Дорога к человечности»;

- «Наш дом - Россия»;

- «Отчий дом»;  

- «Живая планета»;  

- «Счастливо жить - здоровым быть!»;

- «Традиции храня и умножая»;

- «Путь в профессию».


Практическая реализация программы «ШАНС» на всех её этапах предполагает формирование достаточно высокой духовной атмосферы школы, творческой и нравственной личности педагога и ребенка.  

Программа подчинена гуманным целям восхождения личности человека к извечным духовным ценностям: Добру, Истине и Красоте. Она носит ступенчатый характер, ибо, расширяя сферы и способы взаимодействия с окружающей средой, способствует формированию образованной и самостоятельной личности. Данная программа носит развивающий характер. Это позволяет её дополнять, уточнять, совершенствовать, корректировать. 

Воспитательная работа при создании Программы строилась по следующим направлениям:

  • ?художественно-эстетическое;
  • физкультурно-оздоровительное;
  • гражданско-патриотическое;
  • нравственное  воспитание;
  • трудовое воспитание;
  • туристско-краеведческое.

Воспитательный процесс регулируется локальными актами:

  • Положение о классном руководителе
  • Положение о школьном ученическом самоуправлении
  • Положение о родительском комитете
  • Положение о дежурстве по школе
  • Положение о ежегодном конкурсе «Лучший класс года».

Содержание воспитательного процесса можно определить следующим:

Интеграция воспитательного и образовательного пространства (использование воспитательного потенциала урока, через деятельность педагогов дополнительного образования, целевые программы, работа по основным направлениям)

Деятельность органов школьного самоуправления (Совет школы)

Системность в воспитательной деятельности классного руководителя (классные часы, родительский всеобуч, КТД, работа по целевым программам, формирование систем классов)

Методическая работа по воспитательной деятельности (Методическое объединение классных руководителей)

Контроль качества воспитательной деятельности,  за ведением основной документации участников воспитательного процесса

Создание условий  для развития творческой, интеллектуальной, нравственно-духовной  личности школьника, патриота и гражданина.

Нравственное воспитание учащихся осуществляется в урочной и внеурочной деятельности. В образовательном учреждении функционирует воспитательная система, которая создает особую ситуацию развития классного коллектива, стимулирует, обогащает и дополняет его деятельность. Об этом свидетельствует аналитический материал классных руководителей по изучению основных качеств личности учащихся, различные виды опроса (разговор на классных часах, беседы с активистами), анкетирование. Экран школьной жизни  значимых мероприятий: коллективные, творческие дела, добросовестная трудовая деятельность, участие в традиционных школьных мероприятиях, в работе кружков, секций и т. д. позволяют сделать заключение о хорошем состоянии и уровне воспитанности учащихся.

Предпосылками развития школы являются:

  • успешная экспериментальная работа в школе;
  • блок дополнительного образования дает возможность предложить школьникам широкий спектр занятий по интересам, обеспечить приобретение опыта художественно-эстетической деятельности;
  •  позитивные взаимоотношения между педагогами и обучающимися, учителя настроены на поддержку школьников вне зависимости от их академической успеваемости;
  • психологическая и социальная служба обеспечивают психолого - педагогическое сопровождение развития ребенка;

 

Программа рассчитана на весь период обучения ребенка в школе, построена в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Раздел №1 "Дорога к человечности" (2011 – 2015г.г.) 

Цель:  воспитание осознанного отношения к своей жизни в обществе, к своему месту в системе гражданских отношений; формирование качества не только гражданина РФ, но  и Человека.

Задачи:

  • Показать значение основных жизненных ценностей через призму гражданских прав и обязанностей;
  • Формировать социально ценностные установки поведения;
  • Формировать и развивать такие качества характера, как благородство, выдержка, трудолюбие, умение ладить с людьми, толерантность.

Ключевые дела: 

  • Волонтерское движение (систематически в течение года)
  • Неделя добрых дел (IV четверть учебного года)
  • Неделя вежливости  (III четверть учебного года)
  • Цикл мероприятий «Поклон земной вам, наши дорогие» (день Учителя, день Матери, День пожилого человека, день снятия блокады Ленинграда, день вывода советских войск из Афганистана и т. д.) – ежегодно.
  •  Акция «Милосердие» (адресная помощь пожилым людям) – систематически в течение года. 
  • Акция «От чистого сердца» (сотрудничество с детским садом «Солнышко», оказание посильной помощи социально нуждающимся группам населения).

Раздел № 2. «Наш дом - Россия» (2011 – 2015 г.г.)

 

Цель: формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему, будущему своей семьи, школы, района, России на основе изучения традиций и культурного наследия.

Задачи:

  • Ориентировать обучающихся на получении знаний об истории своей семьи, школы  для формирования патриотических чувств и гражданского сознания;
  • Продолжить формирование бережного, уважительного отношения к старшему поколению, природе, историческим ценностям.

Ключевые дела:

  • Смотр строя и песни;
  • Митинг ко Дню Победы;
  • Уроки мужества;
  • Традиционный календарь (День согласия и примирения, день конституции, день независимости России, День защитника Отечества и т.д.);
  • Линейка Памяти (к 9 мая);  
  • Операция «Забота» (облагораживание памятников) – систематически в течение года. 
  • Познавательные поездки  «Мы – дети России»;
  • Заочные экскурсии по историческим местам России  «Русь златоглавая»;
  • Фестиваль детского творчества «Звёзды Балтики»;

Участие в муниципальных и областных конкурсах краеведческой направленности.

 

Раздел №3 "Отчий дом" (2011/12 учебн. год)

Цели:  развитие и упрочение связей семьи и школы  как основы социальной

            адаптации.

     Задачи:

  • Формировать взаимоотношение между членами семьи, основанные на доверии, внимании, ответственности друг за друга, взаимоуважении, взаимопомощи и т.д.;
  • Формировать осознанное отношение подростка к таким понятиям, как мужская честь, девичья гордость, скромность, чувство собственного достоинства, выдержка;
  • Воспитывать чувства семейного долга взаимоуважения, нежности, доброты, чуткости, заботливости, самопожертвования т. д.

Ключевые дела:

  • Открытое внеклассное мероприятие  «Заповеди семьянина»;
  • Семейный конкурс-исследование  «Пирамида»;
  • Самая читающая семья (конкурс);
  • Семейный конкурс  презентаций «Школа семьи»;
  • Конкурс рассказов о семье «Расскажи нам о себе, расскажи нам о семье» (5-9 класс);
  • Конкурс рисунков «Моя семья» (1-7 класс); 
  • Вечер от всей души к 8 марта «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя мать»;
  • Детская мастерская «Дорогие мои»;
  • Конкурс на лучшую семейную фотографию «Это я, это я, это - вся моя семья!»;
  • Семейные  спортивно-оздоровительные мероприятия «Всем народом - на природу»;
  • Фестиваль семейного творчества «Всей семьей мы вяжем, шьем, и рисуем, и поем».

Раздел №4 "Живая планета" (2011 – 2013г.г.)

 

Цель:воспитание осознанного понимания экологической культуры человека

Задачи:

  • Формировать потребность бережного отношения к природе, ресурсам, проявлять заботу о братьях наших меньших;
  • Формировать умения и навыки  экологического поведения;
  • Способствовать пониманию значения экологической безопасности для здоровья и безопасности человека

 

Ключевые дела:

  •  «Бал цветов»
  • Мини-спектакль на экологическую тему.
  • Праздник Земли
  • «День птиц»
  • Акция БУНТ (большая уборка нашей территории)
  •  Трудовые  десанты
  • Участие в муниципальных и областных конкурсах экологической  направленности
  • Зимняя выставка поделок из природного материала «Чудеса своими руками»

Раздел №5 "Счастливо жить - здоровым быть" (2011 – 2015г.г.)

 

Цель: Способствовать пониманию школьниками значения ценности здорового образа жизни в общекультурном, профессиональном и  социальном развитии человека.

Задачи:

  • Продолжить формирование осознанного отношения школьников к своему физическому и психическому здоровью;
  • Продолжить формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактика вредных привычек;
  • Воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности.

 

Ключевые дела:

  • Малые  олимпийские игры  «ВАС ВЫЗЫВАЕТ СПОРТЛАНДИЯ!»
  •  «День здоровья»
  • Конкурс «На самый спортивный класс» (см. Положение)
  • Безопасное колесо    
  • Наша программа здоровья (защита проекта всем классом)
  • Спортивные соревнования по различным видам спорта, кроссы, эстафеты
  • Экскурсии на природу
  • Уроки безопасности
  • Тропа здоровья (цикл мероприятий по сохранения и укреплению здоровья)

Раздел №6 "Традиции храня и умножая” (2011 – 2015г.г.)

Цель:  формирование представления о прекрасном, как  

      общечеловеческой ценности, раскрытие сущности этого   понятия.

Задачи:

  • Формировать представления о теоретических и ценностных основах эстетической культуры личности;
  • Формировать художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентаций, вкусов; способствовать эстетическому самообразованию и самовоспитанию ориентированных на самосовершенствование личности;
  • ·         Воспитывать творческие потребности и способности  

Ключевые дела:

  •   День Знаний, Последний звонок
  • Народные праздники (Масленица, Крещение. Колядки и т. д.)  
  • Месячники и предметные недели
  • Мастерская Деда Мороза
  • Посвящение девятиклассников в старшеклассники.
  • Вечер встречи выпускников школы.
  • Конкурс знатоков этикета
  • Конкурсы и КТД
  •  «Ученик года»

Раздел №7 "Путь в мир профессии" (2011 – 2015г.г.)

Цель: формирование профессионального самоопределения

Задачи:

  • Формирование осознанных представлений о мире труда и профессий;
  • Развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы; развитие рефлексии и обучение навыкам по самопознанию;
  • Формировать убежденность в том, что трудовая деятельность на благо отчизны является формой морально оправданного существования человека;
  • Воспитывать уважение ко всякому труду и людям труда, правильный подход к выбору профессий стремление творчески подходить к любому труду, добиваться наилучших его результатов.

Ключевые дела:

  • Конкурсы «Хозяюшка», «Мастер»;
  • Дни профессионального самоопределения (день медицинского работника, день учителя, день журналиста и т. д.  );
  • Ярмарка профессий.
  • Работа спортивных секций, творческих объединений, клубов  по интересам.

Управление воспитательной программой

Основными объектами, на которые направлена управленческая деятельность, являются педагогические кадры, ученический коллектив, внешняя среда и исследовательская работа.

Методическая работа с педагогическим коллективом. 


Цель:
повышение научно-методического уровня профессиональных знаний, умений, навыков, овладение современными технологиями.

Основные формы и методы: семинары, деловые игры,  тренинги, открытые мероприятия.

Работа с органами ученического самоуправления.
Цель: создать условия для развития ученического самоуправления, ученического коллектива, обеспечить социальную защиту ребёнка.

Работа с родителями.

Цель: сотрудничество и единство воспитательных требований, предъявляемых к ребёнку обеими сторонами.

Формы: родительские собрания, консультации, лаборатории семейных талантов, Дни открытых дверей и др.

 Для реализации программы, исходя из ее основных задач, предполагается система внутришкольного контроля за реализацией программы «ШАНС», включающая:

-      тематические педсоветы;

-      педагогические конференции;

-      организация консультативной помощи учителям по организации факультативных, групповых и другого рода занятий;

-      координация деятельности МО;

-     комплексный контроль состояния преподавания учебных,    факультативных курсов,     воспитательной работы в классных коллективах;

-      выставка – смотр достижений;

-      открытые факультативные и внеклассные мероприятия;

-      анализ результатов работы по программе (один раз в год).

 

Развитие внешних связей

Решение проблем воспитания предполагает взаимодействие школы с другими учреждениями и организациями по следующим направлениям:

  1. Формирование единого воспитательно-образовательного пространства через использование возможностей социокультурного комплекса, учреждений дополнительного образования.

Привлечение бюджетных, внебюджетных и спонсорских средств для развития материально-технической базы школы.

 

Ожидаемые результаты

Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания обучающихся, способствующей воспитанию человека и гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего отечества. Снижение числа подростков, состоящих на учете за правонарушения, склонных к вредным привычкам.

Развитое чувство прекрасного. Умение найти своё место в творчестве каждого ребенка. Массовое участие в культурном досуге. Повышение количества обучающихся, занимающихся в кружках и спортивных секциях школы и города.

Развитие потребности занятий физической культуры и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории и географии своего города, края, государства.

Полное удовлетворение интересов и потребностей, обучающихся в дополнительном образовании.

Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка. Создание системы педагогической подготовки родителей.

Создание единого воспитательного пространства всеми заинтересованными государственными и общественными учреждениями и организациями.

Создание системы повышения профессионального мастерства организаторов воспитания. Внедрение в практическую деятельность достижений передовой педагогической науки, инновационной и экспериментальной работы в области воспитания.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.